«Жанна Дильман, набережная дю Коммерс 23, Брюссель 1080» — непревзойденный шедевр Шанталь Акерман. Три часа и тринадцать минут мы наблюдаем за тем, как Жанна готовит еду, принимает ванну, чистит обувь, ужинает с сыном-подростком, ходит в магазин и в одно и то же кафе.
Ежедневная рутина героини затягивает нас своей монотонностью, а ее четкие действия заставляют зрителя завороженно следить за ее практически маниакальным стремлением к порядку.
На уровне структуры «Жанна Дильман» — последовательное изложение событий в реальном времени, а механизм фильма работает, как бомба замедленного действия.
Постепенно, благодаря определенному чередованию ритуальных движений (которые режиссер позаимствовала у своей матери), мы замечаем некоторые метаморфозы, создающие внутреннее беспокойство и у героини, и у зрителя.
В фильме чувствуется непрерывное сексуальное напряжение. Мимолетные занятия проституцией в предсказуемом графике героини занимают ровно столько времени, сколько требуется для варки картофеля.
Обнаружившийся эдипов комплекс у сына создает еще больше беспокойства и драматизма.
Из всех фильмов Шанталь Акерман, бельгийки польско-еврейского происхождения, эта картина пользуется самой большой популярностью у зрителей и критиков. Сложно представить, что такой зрелый фильм Шанталь Акерман сняла, когда ей было всего двадцать пять лет.
«Жанну Дильман…» сравнивают с картинами Хичкока и называют «бытовым фильмом ужасов». Благодаря операторской и режиссерской работе он стал эталоном формализма в кино, а феминистки считают данную ленту своим программным манифестом.
Вторая по счету (после «Я, ты, он, она», 1974 год) полнометражная художественная лента Акерман, входит в списки «1001 фильм, которые вы должны посмотреть за свою жизнь», «100 лучших фильмов 20 века по версии Village Voice» и другие.
Кроме того, фильм оказал грандиозное влияние на независимый кинематограф (например, Гас Ван Сент снял фильм о последних днях жизни Курта Кобейна «Последние дни», копируя стиль «Жанны Дильман»).
Охватывая в картине три дня из жизни своей героини, Акерман подводит ее к той грани, когда кто-то или что-то внутри нее перестает подчиняться той строгой организации жизни, которая, возможно, была единственной психологической опорой этой женщины.
Приятного просмотра!
Jeanne Dielman, 23, quai du commerce, 1080 Bruxelles, 1975
Бельгия, Франция
Режиссер Шанталь Акерман
В ролях: Дельфина Сейриг, Жан Декорт, Анри Сторк, Жак Дониоль-Валькроз, Ив Бикаль, Шанталь Акерман
Рейтинг IMDB 7,80
comments powered by HyperComments