Полуавтобиографический фильм «Фанни и Александр» задумывался, как финальный в карьере шведского режиссера Ингмара Бергмана.
Сквозь призму детского восприятия в картине отражаются события из жизни большой и дружной семьи Экдаль в период с 1907 по 1910 год.
Малышка Фанни и ее десятилетний брат Александр живут в богатой и шумной семье с мамой, папой, бабушкой, тетушками и дядюшками. Родители Фанни и Алекскандра владеют городским театром и с раннего детства оба ребенка принимают участие в семейных постановках.
Во главе семьи Экдаль стоит всеми уважаемая бабушка, бывшая известная актриса Хелена Экдаль, к которой в начале фильма съезжается вся семья на празднование Рождества.
Все ведь в жизни роли. Одни приятные, другие менее приятные. Я играю маму. Играю Джульетту, Маргариту. Вдруг играю вдову или бабушку. Одна роль сменяет другую. Главное не фальшивить и не прятать голову под крыло.
Театр, праздники, традиции, сны и загадки, дружеские, любовные и родственные связи, а также бесконечная смена масок героев сливаются в единое целое в шедевре Бергмана, который гипнотизирует зрителя с первых кадров и не дает оторваться от экрана.
Если есть Бог, то это дерьмовый Бог, которому я с удовольствием дал бы пинка под зад.
Поскольку детство Бергмана нельзя назвать счастливым, свою связь с отцом он отразил через отношения Александра и его деспотичного отчима — епископа Эдварда Бергеруса. В своей автобиографической книге «Латерна Магика» Бергман признается, что именно персонаж епископа имеет самое большое сходство с его отцом. Кроме того, образ отца режиссер определил в картине в качестве посредника между земным и небесным мирами.
Мой Бог так не похож на твоего, Эдвард. Он как я, без границ и непостижим. Я актриса, привыкла носить маски. Мой Бог — это тысяча масок. Он никогда не показывал мне свое настоящее лицо также, как я не могу показать тебе или Богу — мое. Через тебя я узнаю истинную суть Бога.
Каждый дом в фильме имеет свое «лицо» и обладает особым характером. Можно бесконечно разглядывать детали многоликого дома семьи Экдаль, поражающего своим буржуазным убранством.
Аскетичная обстановка дома епископа Эдварда с толстыми стенами и маленькими окошками, напротив, напоминает тюрьму, а каждая дверь самого загадочного дома друга семьи Экдаль — кукольника Исаака, словно таит за собой смертельную опасность.
Полная версия фильма длится более пяти часов (короткая чуть больше трех) и разделена на пять актов. Бергман пишет, что в этом фильме его подвело «чувство времени», однако смысл некоторых сцен в нем как раз в их длительности.
Бергман поражает нас своим глубоким пониманием жизни, и когда камера режиссера застывает на лице какого-нибудь героя, нам, в его взгляде и мимике, будто тоже открывается все устройство мира.
Для Вуди Аллена Ингмар Бергман был кумиром, Ларс фон Триер пытался ему подражать, а с Андреем Тарковским режиссера связывает некая творческо-духовная близость (многие киноведы проводят параллели между фильмом «Фанни и Александр» и «Жертвоприношением» Тарковского).
Фильмы Бергмана называют «подтверждением жизни», но они также наполнены «пищей для размышлений» и глубоко личными переживаниями, переплетающимися с фантазиями режиссера и его героев.
Именно Александр, набравшись однажды мужества, осмелился толкнуть потайную дверь между двумя квартирами. Перед ним открылся притягательный и чуть пугающий мир.
Приятного просмотра!
Fanny och Alexander, 1982
Режиссер Ингмар Бергман
В ролях: Кристина Адольфсон, Бёрье Альстедт, Пернилла Алльвин, Кристиан Алмгрен, Карл Бильквист, Аксель Дюберг, Аллан Эдвалль, Сив Эрикс, Эва Фрёлинг, Патрисия Желен и другие.
Рейтинг IMDB 8,10
comments powered by HyperComments