Кинотерапия

Каждое событие в жизни – это продолжение нерешенного урока, преподанного когда-то ранее и задача — как можно грамотнее его «перепройти», сделав нужные выводы и изменив что-то в себе. И тогда, поверьте, он никогда не повторится. Никогда больше не встретится «не тот парень», вторая жена не окажется сварливой, на работе будут уважать, а дети начнут учиться на «хорошо» и «отлично».  Что можно сделать самостоятельно и, желательно, без особого напряжения и с максимальным комфортом?

Начните смотреть кино. Но выбирайте фильмы по теме вашей проблемы, чтобы в них присутствовала актуальная вам проблематика и были показаны пути выхода из нее. Такая терапия называется кинотерапией и рассчитана на совместную работу с терапевтом, однако подходит и для самостоятельной работы над собой.

Кинотерапия это одно из направлений арт-терапии, которое заключается в просмотре и обсуждении фильмов совместно с психологом. Фильм является средством многоуровневого воздействия на психику и организм в целом – через аудио-визуальную систему. Все функциональные компоненты фильма — сценарий, прописанные диалоги, музыка, визуальный ряд (мимика и жесты актеров, декорации, места съемки и пр.) – несут колоссальную информационную и психологическую нагрузку.

Фильм становится причиной возникновения самых разных эмоций человека, вызываемых отношением к героям фильма, к их особенностям, к чертам их характера, манере поведения, общения и пр. В процессе просмотра происходит идентификация с одним или несколькими героями фильма. То есть отождествление с персонажем, когда устанавливается эмоциональная связь между вами и героем фильма и происходит внутреннее бессознательное, либо осознаваемое принятие, интеграция, его нравственных, моральных, общечеловеческих ценностей в вашу психическую реальность. В результате происходит бессознательное уподобление, либо открытое подражание экранному образцу. Этот процесс свойственен не только при просмотре фильмов, он лежит в основе формирования психики человека и, в основном, оказывает влияние в самый сенситивный период жизни человека – в его детстве. Именно идентификация – принятие ценностей другого – лежит в основе процесса воспитания и формирования личности.

Лишь недавно, в 1990-х годах, появилась теория, объясняющая данный процесс с нейробиологической точки зрения —  с позиции теории зеркальных нейронов, открытых итальянским нейробиологом Джакомо Ризолатти. Зеркальные нейроны реагируют на поступающую в мозг информацию и, после обработки, вызывают эмоцию, аналогичную увиденному. Именно поэтому при глубоких депрессиях или людям чрезмерно сензитивным (чувственным), не рекомендуется смотреть «кровавые» новости и фильмы.

Так, фильм можно рассматривать в качестве «зрительного активатора» всей нейрофизиологической системы организма. Воспроизводимые на экране сюжеты пробуждают нервные клетки – так называемые зеркальные нейроны, функция которых заключается в отражении увиденного. Как только эти клетки (зрительные нейроны) отражают чужое поведение или движение, в теле наблюдателя появляется ощущение этого действия, как если бы он сам его совершал. Это свойство клеток мозга сегодня используют при лечении инсультов, аутизма, последствий травм.

Только терапевт может понять, над какой проблемой следует работать, какой мыслительный автоматизм является деструктивным, какая негативная базовая эмоция становится смыслообразующей и целеполагающей, толкающей в данный момент в тиски негативной ситуации.  Поэтому, кино можно использовать для самостоятельной проработки незначительных эмоциональных проблем (при тяжелых депрессиях без терапевта бывает трудно обойтись), других проблем, описанных выше, пониженного эмоционального фона, самопознания, саморазвития, личностного роста.

С чего начать?

  1. Настройте себя на то, что на этот раз вы будете смотреть фильм с терапевтической целью.
  2. Определитесь с проблемой, которую вы хотите решить в своей жизни. Это может быть эмоциональная проблема, вопрос взаимоотношения с партнером, затруднительная жизненная ситуация, трения с начальством и пр.
  3. Подберите фильм с подходящей тематикой. Внимательно изучите аннотацию к фильмам и комментарии.
  4. Определите приемлемый для вас жанр фильма, ведь есть фильмы, которые вы не будете смотреть даже перед дулом пистолета. Не заставляйте себя, начните прислушиваться к себе, к своим вкусам, что, кстати, тоже может стать поводом для самоанализа. Помните, что даже в боевике среднего уровня или в «мыльной опере», при желании и  определенном опыте, можно найти все то, что необходимо для работы над собой.
  5. Выбирайте фильмы с «хорошим концом» и исключите ужасы (хоррор). Хотя, следует оговориться, выбор зависит от характерологических особенностей человека.  Вы можете не любить мелодрамы (фильмы с плохим финалом), однако это может свидетельствовать о наличии у вас нерешенной психологической проблемы. Если вы находитесь в терапии, терапевт, скорее всего, нацелит фоку своего внимания на проработку этой проблемы и после совместного просмотра фильма, в процессе обсуждения, через переживание негативных эмоций, сможет увидеть и показать вам их причины, сокрытые в бессознательном. Однако, если вы работаете самостоятельно, будьте осторожны: выбирайте фильмы, негативные эмоции от которых вы в состоянии «переработать» самостоятельно! Иначе ситуация можете усугубиться.
  6. В процессе просмотра наблюдайте за поведением и высказываниями героев, за их манерой держаться, за их эмоциями, особенностями характера, отмечайте, что вам нравится и не нравится в их поведении, в их выборе методов воздействия друг на друга и способов решения ситуаций.
  7. После просмотра фильма проанализируйте его, желательно это сделать не позднее, чем через 20-30 минут.
  8. Кто из героев оказался наиболее вам симпатичен, кто вызвал противоположные чувства. Что вы чувствуете по отношению к каждому. Какие из качеств персонажей вам понравились, какие – нет. Считается, что нас раздражает в других то, что мы не принимаем в себе. Не ищите опровержение этой мысли, а попробуйте, взяв ее за основу, взглянуть на раздражающие вас недостатки героев фильма по-новому.
  9. Подумайте, какие эмоции он всколыхнул в вас, что задело больше всего, что понравилось, что – нет. Что бы вы сделали так же, как это делали понравившиеся вам герои (герой) фильма, что – по-другому. Исходя из знания, что нет ничего случайного, попробуйте найти причину в глубине своей личности, своего характера, которая повлияла на рождение той или иной эмоции, того или иного отношения (положительного, отрицательного или нейтрального). Вспомните, какие ситуации в вашей жизни были похожи на увиденные, как вы вели себя в аналогичных ситуациях, что можно было бы изменить, что вы хотели бы изменить, а что – нет.
  10. Если, вдруг, выбор просмотренного фильма был неудачен, и настроение ухудшилось, а  жизненная ситуация стала выглядеть еще более устрашающей,  позвоните подруге или другу, обсудите с ней или с ним волнующие детали. Важно, с кем бы то ни было проговорить свои эмоции, услышать другое мнение.

Кинотерапия прекрасно подойдет для налаживания отношений со своим партнером, родителями и детьми. Если вам не о чем говорить с детьми или с супругом/супругой, а вы хотите стать с ними ближе, заведите за правило совместный просмотр фильмов, не обязательно каждый день, но желательно регулярно и с обязательным обсуждением. Фильм способен стать идеальной причиной и площадкой, как для общения, так и для решения конфликтных ситуаций посредством кино – ненавязчивого, но эффективного нравоучительного тренажера, сила воздействия которого увеличивается в процессе обсуждения и заострения необходимых моментов. Помните, — воспитание, как и обучение – это бесконечная череда повторений. Сделайте их интересными и увлекательными, как для себя, так и для других.

Источник